Музеи России

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Датой основания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина считается 17(29) августа 1898 года. Именно в этот день в Москве на бывшем Колымажном дворе, близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства, московского музея - Музея изящных искусств имени императора Александра III. Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Новый музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, его основу составили гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами того времени, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя 14 лет, в мае 1912 года музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. Коллекция слепков была пополнена великолепными коллекциями подлинных произведений искусства. Это и коллекция древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С. Голенищев, и произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания М.С. Щекина. Собранием подлинников музей окончательно стал во второй половине 1920-1930-х годов, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний С.М. Третьякова, Юсупова, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких мастеров, фламандских и испанских живописцев XVII века, итальянских художников XIII-XVII столетий, французских авторов XIX века. Однако решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда "пришли" в Москву работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.
В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, в 1937 году ему было присвоено им. А.С. Пушкина. Облик картинной галереи музея окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась произведениями художников, главным образом французских, конца XIX-начала XX века (286 ед.) из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими собирателями С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. В рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства

Здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина занимает четыре здания - Главное здание, построенное по проекту московского архитектора Р.И. Клейна, здание Отдела личных коллекций, Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков и Детского центра "Мусейон". На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И.В. Цветаева (в здании Российского государственного гуманитарного университета) и Мемориальная квартира Святослава Рихтера (находится по адресу Большая Бронная, 6/2)

Основатель:

Иван Владимирович Цветаев (1847-1913)

Дополнительные услуги:
 киоск или магазин, лекторий или кинозал, кафе или бар, оборудовано для приема инвалидов

Образовательные услуги:
При музее работает Лекторий, Клуб любителей искусства для школьников 3-10 классов и Клуб юного искусствоведа для учащихся 9-11 классов, изостудия

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Московский Кремль
Храм Христа Спасителя

Основные должностные лица:*
Директор: Лошак Марина Девовна, тел. (495) 697-69-74
Президент: Антонова Ирина Александровна, тел. (495) 697-74-12
Ученый секретарь: Рагулина Анна Анатольевна, тел. (495) 697-46-78

Тел. дирекции:
(495) 697-74-12, Факс: (495) 697-46-74

Адрес дирекции:
121019, Москва, ул. Волхонка, 12

Даты открытия и основания:
основан: 29.08.1898
открыт: 31.05.1912

Бюджетный статус:
 Федеральный

Организационно-правовая форма:
 некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Классификация организации:
художественная

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 13000м2
фондохранилищ 1278м2
парковая 3452га

Количество сотрудников:
600, из них 198 научных

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские по живописи, графике, дереву, металлу, ткани

Вышестоящая организация:
Министерство культуры Российской Федерации — R152

Филиал или подчиненная организация:
Отдел личных коллекций — M1653
Мемориальная квартира Святослава Рихтера — M2351
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева — M2352
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков — M3087

Организации партнеры:
Государственный музей-усадьба «Архангельское» — M473
Серпуховский историко-художественный музей — M485
Калининградский областной музей «Художественная галерея» — M1471
Музей изобразительного искусства XX-XXI вв. — M1518
Екатеринбургский музей изобразительных искусств — M1519
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» — M1901
Государственный выставочный зал «Ковчег» — M2098

Единиц хранения:
640000

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция искусства Древнего Египта
Коллекция произведений художников-импрессионистов, постимпрессионистов, Матисса, Пикассо

Похожие статьи

9 комментарий “Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина”

  1. Крутой музей. Очень красиво. Много выставок и экспонатов. Есть довольно таки редкие. Советую сходить.

  2. На днях с большим удовольствием побывали с дочкой (8 лет) в этом замечательном музее. Сама я там довольно часто была в студенческие годы, но с тех пор прошло уже много времени, и вот пошла, можно сказать, как в первый раз :).

    На входе была довольно большая очередь, стояли минут 30 или 40. Дочка бегала, играла и не замерзла, чего не скажешь обо мне. Уже поздно узнала, что с электронными билетами пускали без очереди. ну да ладно. В самом музее уже никаких очередей не было.
    Моментально обслужили в кассе (мой билет — 300 р, дочке — бесплатно), в гардеробе очень порадовало то, что для всех вещей выдают вешалки и не надо беспокоиться о петельках и помятых воротниках).
    Я уточнила про фото. Фотографировать можно, без вспышки, везде, кроме временной выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива». (Ее мы также посетили — очень интересно, яркие картины, и мне и ребенку понравилось. Народу там было побольше, чем в основных залах, но без давки).

    И вот наше путешествие началось! Я уже и забыла сколько всего интересного в этом музее. Обязательно посетите античный зал на 1 этаже, там можно посмотреть познавательный мультфильм об основных мифах Греции. Очень помогает детям лучше ориентироваться среди экспонатов!

    Также из новых выставок мы посетили нумизматическую выставка «Памятные древности свеев», основой которой стала знаменитая коллекция старинных монет и медалей Бреннера–Демидова. В этом зале показывают короткий, но очень интересный фильм о личности Бреннера. Конечно, зашли мы и в Египетский зал, посмотрели средневековую живопись и многое другое.

    Я советую приходить в музей на целый день, если не боитесь устать, но заранее подготовиться: прочитать основные греческие и римские мифы, легенда, обязательно познакомиться с библейскими сюжетами, т.к. они часто встречаются на картинах и в скульптуре.
    В музее есть кафе, но порядок цен не знаю. Также есть сувенирный магазин, цены на памятные магниты, открытки и блокнотики вполне демократичные.

    Вечером, когда мы вышли из музея около 18:00, очереди уже не было, хотя до закрытия было еще два часа! Так что если вашей целью будет не весь комплекс, а отдельные залы, то это удачное время, чтобы избежать стояния на улице. Приятного всем посещения!

  3. Сегодня нам с группой детей возраста 11+ посчастливилось побывать на выставке в ГМИИ «Цай Гоцян. Октябрь». Имя этого китайского художника мало известно в России, но его выставки проходят в самых знаменитых музеях мира — в их числе Прадо (это единственный художник, кто удостоился чести выставляться в этом музее при жизни), Метрополитен, Гуггенхайма, Галерея Уфицци, Центр Помпиду и многие-многие другие.
    Мальчиком пережил он Великую китайскую культурную революцию, участвовал в заколачивании дверей библиотек, сжигании книг, при том, что рос в семье страстного книголюба, художника, каллиграфа и переводчика. На выставке представлена семейная реликвия — написанные его отцом на спичечных коробках (так было безопаснее) картины в традиционной китайской технике.

    Познакомились мы с уникальной техникой художника — пороховой живописью. На большом экране в зале можно подробно увидеть весь завораживающий процесс создания этих картин, подготовку трафаретов, засыпание их порохом черным и цветным, мелким и крупным, поджигание, клубы дыма — все горение длится лишь 4 секунды.

    Описывать выставку смысла нет, на сайте музея есть подробные описания, сделанные профессионалами. На нас выставка произвела очень и очень сильное впечатление.
    В центре белого зала находится памятник труду — поле из 2 миллионов хлебных стебельков, причем символы революции на поле видны только в огромном зеркале на потолке, как и мы, зрители. На стенах зала два 20-метровых шелковых полотна — справа — яркое цветное, угадываются советские плакаты, портреты космонавтов, гвоздики, пионы и много-много маков.
    Это наши мечты — о будущем, о лучшей жизни, о счастье и справедливости. Слева полотно серо-черное, созданное на основе 100 фотографий за 100 лет после революции (на одной из фотографий сам художник у картины Крамского в Третьяковке лет 20 назад) — эта наша действительная жизнь, наша история, состоящая из историй каждого человека.

    Много эскизов, скетчей и пробных картин. На одном из экранов демонстрируется фильм о том, как художник расчищает заросший портрет Мао Цзедуна, высеченный когда-то на скале, а потом на шелковом полотне размером 50 на 30 метров воспроизводит его какой-то интересной техникой, отбивая изображение мешочками с тушью. Делает это просто так, не на заказ, в память о своем посещении этого места вместе с отцом в далеком детстве.

    Узнали о советском художнике Константине Максимове, который был командирован в Китай для обучения тамошних живописцев соцреализму. Цай Гоцян почитает его как своего учителя и собрал практически все его картины.

    Выставка понравилась и детям, и взрослым, после экскурсии еще раз обошли зал и галерею, посмотрели виртуальный пороховой фейерверк на Красной площади.
    А потом в музей приехал сам художник, беседовал с детьми из кружков при музее, фотографировался с посетителями и раздавал автографы. Дети были счастливы.

  4. 27 октября 2017 посетили с группой школьников экскурсию «Древний Египет».

    Заказывала экскурсию 3 сентября, посчитав приблизительно количество уроков истории, попала ровно на последний урок по Египту. В классе 24 человека, заказывала 2 группы (строго не более 15 детей) в надежде, что группы можно запустить с меньшим интервалом. Сразу скажу — не удалось. Группы идут четко по расписанию, ни на 5 минут раньше.

    Продолжительность экскурсии зависит от экскурсовода: первая группа слушала 1 час 15 минут, вторая 1 час 30 минут (при этом первая группа 45 минут болталась в кафе и гардеробе). Это главный минус.

    В остальном, экскурсии понравились, дети были в теме, задавали грамотные вопросы, увидели своим глазами то, о чем читали в учебнике.
    В экскурсионном бюро приятные отзывчивые сотрудники.

    На оформление и покупку билетов фактически нужно 10 минут, приезжать за 30 минут, как написано в электронном билете, не нужно.

  5. Были в музее с экскурсией для детей «Искусство Древней Греции» 13.10 в 15:30. К сожалению, это посещение наши дети и сопровождающие их взрослые запомнят с исключительно крайне негативным оттенком. Экскурсовод — Нина Петровна. Для 1/2 класса. Экскурсию проводила в очень агрессивной форме, одергивая детей за рукав, устно постоянно делая им замечания в грубой форме, иногда указывая детям пальцем в лицо.

    За час экскурсии о самом искусстве Древней Греции было сказано мало, на это отведено минут 10. Остальное время потрачено на рассказ про себя. Начало экскурсии было отмечено фразой, когда классный руководитель предъявила ей экскурсионную путёвку: «Я что? Бухгалтер что ли?». Дальше диалог продолжался в этом же стиле, что для ГМиП недопустимо!
    Дети вышли разочарованы, обруганы и получившими негативные эмоции, что при знакомстве с Искусством и культурой не должно иметь место!

    Помимо этого хотела бы отметить невозможность отправлять на экскурсии весь класс в одно время, пусть и с разными экскурсоводами, потому как классы в школах по 25-30 человек, а группы по 15 и разница между сеансами 15 минут. Получается, дети проводят в холле у гардеробной около получаса, т.к. все приходят заранее.

    Сесть никуда нельзя. Даже, когда дети прислонились к стенам, подошёл охранник и в грубой форме стал их гонять, обещая вызвать полицию! При этом наш класс вёл себя сдержанно и очень тих, максимум нарушений было именно при попытке просто сесть, хотя бы на пол!

    Уважаемая администрация! Мне очень жаль, что музей, прекрасный музей превращается усилиями сотрудников музея в пытку и оставляет самые тягостные впечатления у юных и интересующихся людей!

  6. В один из летних каникулярных дней мы с дочерью захотели сходить в ГМИИ. В главном здании музея бываем очень редко, поэтому я решила подстраховаться и пойти не просто так, а с экскурсией.

    На сайте музея нашла расписание сборных экскурсий для школьников в летний период, выбрали «Искусство Древней Греции» и минут за сорок до указанного времени мы были в музее. В главном здании в кассе оплатила входной взрослый билет и экскурсионный билет ребенку, детям вход бесплатный.

    Кассир сказала бежать быстрее к главной лестнице, экскурсия начнется через две минуты, я попыталась было объяснить, что мы на другое время, но мне было сказано «идите к лестнице, там разберетесь». В итоге мы попали на экскурсию по Древнему Египту!
    В принципе, мы об этом не пожалели, но рекомендую внимательно смотреть путевку на какую экскурсию вам выписывают в кассе.

    Сама экскурсия была отличной! Перед началом экскурсии гид познакомилась с детьми, расспросила, что они знают о музее, часто ли тут бывают, так сказать, установила контакт и небольшой компанией мы отправились на экскурсию. Было только три ребенка, разной степени информированности о богах Древнего Египта, если шестиклассница знала основных богов, весьма продвинутый пятиклассник увлекался мумиями, моя будущая четвероклашка имела о Египте весьма смутное представление.

    Именно благодаря профессионализму экскурсовода вся троица с открытыми ртами слушали, отвечали на вопросы, искали ответы в витринах и радостно узнавали и познавали мир Древенего Египта. Мамам было не менее интересно.

    Первые залы в синих тонах, очень атмосферные, загадочные, экспонатов множество. Без гида я бы и сотой части дочери не рассказала! После часовой экскурсии мы еще немного побродили по залам самостоятельно.

    Жалею я только об одном — не запомнила имя экскурсовода, а стоило бы, очень нам понравился ее рассказ и взаимодействие с участниками экскурсии.
    Обязательно вернемся сюда для закрепления материала, когда дочь на уроках истории будет проходить Древний Египет.

  7. Вот и свозила я 28 четвероклассников на экскурсию «Мифы Древней Греции».
    Довольны остались абсолютно все:)

    Я очень довольна простотой организации процесса:
    — Купила заранее на сайте ГМИИ две экскурсионные путевки на 11.15 и 11.30 (детей не должно быть больше 15, а у нас класс большой)
    — Оплатила онлайн, получила путевки для распечатывания на почту
    — В музее за 15 минут до начала получила в обмен на путевки экскурсионные билеты и билеты на вход — детям бесплатные, взрослым по 300 р.

    Экскурсоводами остались довольны и дети, и взрослые. Причем каждая подгруппа посчитала, что ей повезло больше:-).
    В группе, с которой ходила я, была чудесная Анна Леонидовна. Сначала я напряглась, так как говорила она тихо, ну вот прям очень тихо.
    Но каким-то непостижимым образом дети ей трепетно внимали и слушали.

    Что очень понравилось — простой язык изложения, постоянное общение с детьми. То есть не бу-бу-бу монотонное, а интерактив с элементами заигрывания:).
    Поначалу мы думали, что час это мало, вроде дети-то у нас уже большие и привычные к музейному формату. Но к концу этого часа они «растеклись» и рассеялись, и тогда стало очевидно, что час это оптимальное время, которое неглупые люди придумали. В конце мы еще немножко сами походили по залам постоянной экспозиции.

    Анна Леонидовна по просьбе взрослых чуть-чуть рассказала о временной выставке китайского художника, посвященной Октябрьской революции (наше внимание привлекла огромная инсталляция у главного входа в музей в виде колясок и детских кроваток, из которых растут молодые березки). Дети (не все, но некоторые) тоже внимательно послушали об абстракциях и философских смыслах. На обратном пути из музея мы имели интересную беседу о тонкой грани между инсталляцией и свалкой и неоднозначности современного искусства:-).

    Точно приедем сюда еще, в ближайших планах Египет.

  8. В субботу 22.07 побывала на сборной экскурсии по выставке «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» в Главном здании Пушкинского музея. В этот же день меня ждала затем вторая экскурсия там же, но уже по выставке великих венецианцев.

    Экскурсионные билеты заказывала онлайн: примерно за полторы недели на Венецию (500р) и буквально за пару дней на Пантикапей (400р), случайно обнаружив, что интервал между их началом 2 часа 15 минут. Кстати, на Пантикапей в итоге собралось всего 8 человек. Так что можно было непосредственно перед началом приобрести.
    Входные билеты на Венецию в кассе Главного здания (500р обычный, 250р льготный) дают возможность однократного прохода в залы выставки венецианцев плюс осмотр всего остального в обычном порядке.

    Перед началом экскурсии около экскурсионного бюро экскурсовод Анна Топельберг рассказала коротко об истории самого Пушкинского музея, а потом мы отправились в зал выставки на 2-м этаже, поднявшись по лестнице из Итальянского дворика.

    Зал оформлен в стиле рабочего археологического лагеря: витрины в виде лотков для находок, над ними свисают на длинных шнурах лампы с зелеными абажурами, а около стен высокие стеллажи с экспонатами внизу и с символическими свитками-трубками наверху.
    Экспозиция готовилась несколько лет и посвящена нескольким юбилейным датам в истории археологических раскопок, проводимых Пушкинским музеем.

    В первую очередь, в 1927 году они начались на Таманском полуострове на месте крупного центра Боспорского царства — Фанагории, а потом в Восточном Крыму на месте Пантикапея. То есть выставка — это своеобразный итог 90-летней работы. Конечно, был перерыв на время Великой Отечественной войны.

    А в 1945 году сразу после её окончания на вершине горы Митридат, где как раз было самое раннее греческое поселение, был установлен первый памятник павшим воинам. Кроме того, на месте Пантикапея давно уже современная Керчь, всё это не позволяет проводить масштабные раскопки, как в Тамани, где находилась Фанагория и где сейчас работает экспедиция РАН.
    К тому же до начала «научной» археологии в Крыму, как и в Египте, много было самодеятельных раскопок. Но несмотря на всё это, экспедиции музея удалось сделать немало удивительных находок.

    Предметы, привезенные с раскопок в первые десятилетия, а также выполненные из золота, остались а центральных музеях — Историческом, Эрмитаже и ГМИИ, а в более поздние годы сложилось правило, что найденное в Крыму оставлять в нём. Поэтому при формировании выставки большинство экспонатов привезено оттуда и из Тамани.

    На большом экране в торце зала демонстрируется фильм о раскопках с участием бессменного на протяжении нескольких десятилетий руководителя музейной экспедиции.

  9. В Пушкинском музее на экскурсиях для школьников по истории Древнего мира наш класс в этом году был два раза: на Древнем Египте и Древнем Риме. Купить экскурсию теперь можно онлайн на сайте музея, не выходя из дома. Стоит она 3000р. На количество детей не больше 15. На путевке написано, что обязательно должны быть два сопровождающих взрослых. Но в самом низу, мелким шрифтом, написано, что сопровождающие должны покупать входной билет. Первый раз мы это не разглядели и были неприятно удивлены.

    Самое сложно при покупке экскурсии, попасть в начало очередного цикла продаж, когда еще есть выбор, и можно выкупить удобное время. Если опоздать, то остается маленький выбор. Лучше не собирать максимально возможное количество детей, так как почему-то экскурсоводы рассказывают очень тихо, и детям плохо слышно и видно витрины из за спин впереди стоящих детей.

    Обе экскурсии оказались очень достойные. Без экскурсий посещать эти залы Пушкинского музея, я считаю, малоинформативно. Рекомендую этот цикл (еще есть Междуречье и Древняя Греция) школьникам 5 класса обязательно посетить, а если не успели, можно и в следующих классах.

    Заходить в музей лучше не с главного входа, а обойдя забор, справа в подъезд 5. Там охрана пропускает с путевками детей и взрослых. Удобно сразу раздеться (в конце гардероба есть вешалки для организованных экскурсий, что ценно, так как бывает в обычном гардеробе мест нет) и тут же находятся кассы, куда надо предъявить путевку, обменять ее на билет и сразу взять еще бесплатные билеты по количеству детей. И купить платные билеты на сопровождающих взрослых (многодетным и пенсионерам дешевле). Потом надо с обмененным на путевку билетом обратиться в расположенное рядом экскурсбюро.

    Групп очень много и лучше не опаздывать. Если детей меньше 15, то разрешают послушать экскурсию и больше, чем двум взрослых сопровождающих. Главное не превысить общее число 17 человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close