Известно, что до появления Христианства, наши предки были язычниками. Сегодня не будем говорить о Богах, которым они поклонялись, поговорим об этом в другой раз, а сейчас поговорим о том, какие были главные герои славянской мифологии. Одних, славяне считали добрыми, поскольку те сосуществовали с людьми, других же относили к злым, за то, что они вредили жизни и беспокоили мирное существование. Впрочем, была и третья группа существа, которых нельзя отнести ни к тем, ни к другим. Но даже при таком соотношении, всех мифов и сказок описать невозможно, а тем более рассказать о них в рамках одной статьи. Но основных, главных героев я все же представлю, тем более, что со многими из них мы знакомы с детства по средствам сказок, историй и былин.

ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА

В фольклоре многих стран кошки, тем или иным образом, связаны с мистикой. За горящие в темноте глаза и способность бесшумно передвигаться, кошкам приписывали магические способности. В одних странах их считали спутниками колдунов и связывали с нечестью и за это сжигали. Другие народы считали, что они отгоняют злых духов. В легендах и мифах кошки, так же приобретают различные черты.

Давайте переместимся на Урал. Здесь, в горах на берегу реки Чусовой, обитает земляная кошка. Эта подземная кошка, охраняющая клады в славянской мифологии. По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов – это кот. Люди определяли местонахождение кладов по мерцающим кошачьим глазам. Однако, знатоки уральских поверий Бажова говорят, что у кошки мерцают не глаза, а уши. Так как животное целиком ни кто, ни когда не видел.

МОГОЛ

Немало причудливых существ породили славянские мифы и легенды. В некоторых из них, встречается огромная, наделенная недюжинной силой – птица Могол. Она является олицетворением зла и наделена колдовской силой. Но, ее можно приручить, поставить себе на службу, что и подтверждают легенды.

Могол это чудесная птица, неоднократно упоминаемая в славянских мифологических и фольклорных текстах. Птица Могол обладает, помимо огромной силы, впечатляющего размаха крыльев и быстроты, еще и способностью перемещаться между тремя мирами —  правью, явью и навью. Несмотря на то, что эта птица-великан является порождением нави, но назвать ее однозначно злой, нельзя. Как и многие существа в мифах наших предков, птица Могол сочетает в себе и добрую и злую стороны одновременно.

Следует заметить, что в легендах и сказках славян упоминается немало разных интересных птиц. Это птицы-девы Сирин, Алконост, Гамаюн, а также Финист Ясный сокол  и Рарок. Но птица Могол появилась одна из первых и, сама по себе, практически бессмертна. Неоднократно указано, что это существо вьет гнезда и высиживает птенцов, так что, скорее всего, существует целая популяция таких птиц, где-то в в мирах правьи или навьи.

БУКА

Черный лохматый Бука, таким его видели чаще всего, но точной внешности у этого существа нет. Скорее всего, Бука выглядит так, как представит его ребенок.

В детстве, мой отец частенько припугивал меня Букой, если я отказывался спать, сон приходил ко мне в ту же минуту. Ох, и страшный этот Бука, должен я вам сказать!

Само слово «Бука» создает у детей образ чего-то неопределенного, но опасного, темного, но в то же время завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, похожую на игру слов: «От стуканья пошло буканье, от буканья – оханье!» и тому подобное. По некоторым характеристикам Бука и особенно такие его разновидности, как Букан, Буканай и подобный им может напоминать медведя. В детской колыбельной Буку прогоняют «под сарай, кормить лошадей» — занятие традиционное для домового или дворового. В поверьях ряда районов России, особенно севера страны, облик Буки переплетается с обликами домовых, дворовых духов, которые по общераспространенным представлениям не только покровительствуют хозяйству, но и определяют судьбу обитателей дома, предвещают, а иногда и приносят несчастья, болезни и смерть. Еще одна грань образа, объединяющая черты Буки-марока и Буки-домового – Бука-пожиратель. Персонаж страшный, гибельный именно для детей. И если они думали о нем или представляли его образ, то получали по заслугам.

БЕРЕНДЕИ

Как правило, у современного человека, слово оборотень вызывает ассоциации, в первую очередь, с человеком-волком. Однако, у некоторых северных народов, не менее распространенной была вера в оборотней-медведей. В целом Берендеи, они же оборотни-медведи, в славянском фольклоре существо, достаточно, значимое. В многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов – черта, лешего и даже домового. А еще, славяне верили, что недобрые для человека духи, например кикимора, боятся медведя. Интересным фактом является то, что по славянским поверьям, медведь единственный из зверей наделен душой. И выглядит душа медвежья, как щенок. Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой, Боги превратили некоторых людей в наказание за пригрешение или непослушание.

КОТ-БАЮН

Читая рассказы, сказки в книгах или интернете понимаешь, что кошка в них, чуть ли не самое смышленое животное. Она и сама умеет рассказывать сказки (мурлыкание) и лечить не хуже любого знахаря. А вот Кот-баюн был наделен голосом слышным за семь вёрст. «Как замурлыкает, бывало, так наступит на кого захочет». Если обратиться к Википедии, то Кот-баюн «персонаж русских волшебных сказок… огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом… он заговаривает и усыпляет своими сказками, подошедших путников, но только тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству». И кто не подготовился к бою с ним, он безжалостно убивает, но тот, кто сможет одолеть кота, найдет спасение от всех недугов, так как сказки Баюна целебны.

ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ

Трехглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который олицетворяет зло в сказках и былинах славян. Да, это именно он, Змей-Горыныч, который живет в горах и хранит свои сокровища в темных пещерах. Хотя, возможно не в пещерах, так как другая часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых. Нужно отметить, что этот змей достаточно большой и внешне напоминает, этакое Чудо-Юдо, у которого, в свою очередь, тоже несколько голов и их количество всегда кратно трем. Однако, Горыныч чаще всего упоминается как трехглавый дракон.  В большинстве сказок Змей-Горыныч умеет летать, что свойственно дракону, но его крыльях практически, ни чего не говориться. По Афанасьеву, его крылья огненные, а на лубочных изображениях у него имеется хвост. У Змея-Горыныча имеется увлечение, похищать молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира, таким простым путем он держит в страхе близлежащие деревни и города. Впрочем, Змей иногда даже планирует съесть похищенных девушек, но в некоторых преданиях, он охраняет царевну из Тридесятого царства от посягательства из вне.

ИГОША

Мифическое существо, соединяющее в себе черты лешего и домового, безрукий и безногий урод, мертворожденный младенец, дух умершего без крещения. Таким является Игоша, мертворожденный младенец, который продолжает неведомо жить в славянской мифологии. В поверьях как мертворожденный, так и скончавшийся после рождения младенец продолжает существовать и даже расти. Там, где он похоронен или в своем доме. В те времена, достаточно часто, мертворожденных детей закапывали в подполье или близ избы. Как и умерший скоропостижно или не крещеным, Игоша проказит, вредит, если его не признают за домового. Жаль, что сведения об Игоше немногочисленны. Безрукость и безногость в поверьях, возможно, свидетельствует о его неполноценности. Все-таки он существо едва явившийся на свет, а то и вообще не рожденный.

ДРЕКАВАКИ

Дрекавац или Дрекавак – существо из фольклора южных славян, по распространенному, в те времена мнению, душа мертвого не крещеного младенца, существо, чем-то схожее с Игошей. Обычно Дрекавак имеет очень вытянутое, тонкое веретенообразное тело, с непропорционально большой головой, но также может выглядеть как животное или ребенок. Видение ребенка у славян предвещает смерть человека, а видение в образе животного – смерть домашнего скота. Дрекавак также способен одурачить человека, издавая звуки, похожие на блеяние козленка, плач ребенка, мяуканье или кричать птицей. Но в тех местах, где он чаще всего появляется, а это кладбища и дороги, сложно поверить, что плачет ребенок, а не Дрекавак. Иногда, он даже способен на преследование своих родителей и родственников, если считает виновными их в своей смерти. Скажу еще, что мертворожденный ребенок, а именно Дрекавак в мифологии славян относится к числу вампиров, но опасным его е считают, так как он панически боится собак, а какой двор в те времена обходился без собаки.

ВОЛКОДЛАКИ

Волкодлак в славянской мифологии это оборотень, а точнее человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Общеславянским являлось представление о том, что Волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. По приданиям южных славян, основной приметой Волкодлака является, заметная с рождения, шерсть на голове и лице. От настоящих волков его можно было отличить по той примете, что задние ноги-лапы сгибались в коленях вперед, как у человека.

Волкодлаки различались между собой на тех, кто превращался в волка против своей воли и на тех, кто становился зверем добровольно. Превращенных колдунами волков из простых людей, представляли существами не зловредными, а несчастными. Волкодлаки живут в лесу, воют по волчьи, но сохраняют человечность, при этом они не могли превратиться в людей самостоятельно. Обратиться в волка мог и тот человек, которого по ветру прокляла мать, считалось, что такому зверю-оборотню можно вернуть прежний образ, для это нужно было укрыть его кафтаном или накормить, освященной в церкви, едой.

УПЫРИ

Вопреки бытующему мнению Упырь – это не наименование, какого конкретного существа. У славян упырями назывался широкий спектр злонамеренных созданий, которые, чаще всего, при жизни были людьми, но совершили какой-то чудовищный поступок и после смерти обратились чудовищами или стали жертвой внешнего воздействия, в частности колдовства. Фактически, это утопленники не погребенные как следует или умерщвленные по чьей-то злой воле, или покончившие жизнь самоубийством по средствам целенаправленного погружения в воду и дальнейшего не всплытия на поверхность. Такие упыри достаточно сильны и проворны, но их тела уязвимы, даже к обычному металлу, хотя серебро предпочтительнее. Более опасны, считаются упыри, которые были погребены, но по тем или иным причинам покинули свои могилы. У славян, таковыми могли стать только нехорошие люди, потому что таких закапывали, а не сжигали. Мертвецы не только сильны физически, их весьма не просто одолеть, потому что обычный металл не способен нанести им приличного вреда, при этом нужно понимать, что упырь восстает из могилы по чьему-то приказу, то есть им руководит чья-то воля, а управление телом мертвеца производится по средствам колдовства. В таком случае, идеальный вариант избавления от упыря – нож между лопаток его хозяина, разумеется, это все не так просто, так как эти существа преданы на все сто процентов своему хозяину и в них уже нет ни чего человеческого.

Среди славянских монстров очень мало монстров, как таковых. Наши предки вели спокойную и размеренную жизнь, поэтому существа, которых они придумывали, были связаны со стихиями нейтральными по своей сути. Если эти существа и противостояли людям, то лишь для защиты матушки природы и ее правил и законов. Вообще, наш бестиарий архаичен и, в каком-то смысле даже наивен. Однако, мы можем им гордиться, ведь он один из самых древних в Европе.

При создании статьи были использованы материалы сайтов: YouTube, Wikipedia, Яндекс.

Понравилась статья? Делись ей с друзьями и расскажи в комментариях, было ли тебе известно о всех этих существах, может ты знаешь еще о каких-то? Нам будет интересно узнать что-нибудь новое!

Вам понравится