Литература

Что такое? Метафора, фразеологизм, эпитет, сравнение, гипербола, Параллелизм, Оксюморон и другие основные примеры речевой выразительности

Поговорим сегодня о нескольких явлениях в русской речи. Узнаем значения таких терминов как метафора, фразеологизм и эпитет. Известно, что русский язык богат и разнообразен, да к тому же еще и сложен в изучении для иностранцев. Хотя и для русскоговорящего населения не помешает освежить знания и вспомнить некоторые понятия в нашем родном языке.

Возможно эта статья пригодится если вы решаете билеты по русскому языку 8 класс.

Напишите в комментариях, какие правила, обороты речи и литературные приемы вам интересны.

А еще вы можете прочитать статьюПравила русского языка. Орфография. (5 — 9 классы)и скачать материалы по теме.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Если вы скачали эту статью по ссылке выше, пожалуйста не закрывайте вкладку какое-то время. Спасибо.

Метафора

Метафора — (от др.-греч.μεταφορά— «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

  1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
  2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»

  1. Категория или контекст,
  2. Объект внутри конкретной категории,
  3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
  4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

Например:
Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

 

Фразеологизм

 Фразеологизм,фразеологический оборот,речевой оборот— свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) зачастую невозможно перевести дословно (теряется смысл), среди иностранцев могут возникать трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значениеидиом не отвечает нормам современного языка, а является грамматическими архаизмами. Примерами таких выражений в русском языке будут: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения», «без царя в голове» и тому подобное.

 

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например:
Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет

Эпитет(от др.-греч.ἐπίθετον— «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.

Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.

Теория литературы имеет дело только с так называемымукрашающим эпитетом(epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет).

 

Сравнение

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением

Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.

Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола

Преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.

Литота

Преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

 

Антитеза

Противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.

 

Анафора

Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

 

Параллелизм

Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…

 

Градация

Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Например: Сейте разумное, доброе, вечное…

 

Инверсия

Обратный порядок слов. При прямом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные.
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

 

Риторический вопрос

Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?

 

Риторическое обращение

Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!

 

Перифраз

Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Например: ночное светило = луна
или
Люблю тебя, Петра творенье! =
Люблю тебя, Санкт-Петербург!

 

Метонимия

Образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Например: Все флаги будут в гости к нам.
(флаги – то есть корабли)

 

Лексика разговорного стиля

Слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный

 

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

 

Оксюморон

Сочетание несочетаемого (чаще всего антонимы).
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Несколько заданий на проверку себя.

Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1. Кормили плохо, вечно хотелось есть.
2. Утка была некрупная, молодая.
3. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
4. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

 

Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
2. Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не
вспомнил!
3. — Мария Петровна, — тихо сказал Павел Георгиевич,- вы меня узнаёте?
4. Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых
тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем,
свешивались через заборы.

 

Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины…
2. Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать…
3. Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье…
4. Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

 

Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не
ученик средней школы, он – отважный гладиатор.
На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи».
1. Гипербола.
2. Метафора.
3. Антитеза.
4. Сравнительный оборот.

Какое средство речевойвыразительности используется впредложении:
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
1. Эпитет
2. Олицетворение
3. Синтаксический параллелизм
4. Фразеологизмы

 

Какое средство речевойвыразительности используется впредложении:
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня».
1. Лексический повтор
2. Эпитет
3. Олицетворение
4. Метафора

 

Какое средство речевойвыразительности используется впредложении:
«За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли».
1. Лексика разговорного стиля
2. Эпитет
3. Олицетворение
4. Гипербола

Оставляйте комментариями и делитесь этой статьей. Желаю сдать экзамен на «5»!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close